Друзья, не хочу никого расстроить, но… Не все из нас от природы обладают чувством гармонии и стиля. Дано это тем психотипам, в которых есть ЭМОТИВНАЯ составляющая, которая может лидировать в характере или находиться на дальних позициях. Но именно она отвечает за понимание гармонии и красоты, чувство прекрасного. Такой человек, даже если он никогда не обучался каким-то вещам, интуитивно чувствует необходимые пропорции, красивые сочетания оттенков, прекрасно считывает малейшие изменения в мимике и настроении других людей.
Внешность и интерьер оформляет так, что «ни прибавить, ни убавить», чувство меры присутствует обязательно. Это никогда не будут модные картинки «как у всех». Эмотив не только прекрасно знает все плюсы и минусы своей внешности, но и понимает, как их использовать. Человек, который пытается привести к гармонии всё и всех: больных вылечить, озлобленных успокоить, некрасивых сделать привлекательными, а в любом пространстве создаёт уют и тепло. Но самое главное: эмотивы — душа компании. Вы не услышите их громкого смеха, явных поучений, но где бы они ни появились, окружающие тянутся именно к ним.
Эмотивная составляющая может быть развита достаточно сильно, и тогда она будет оказывать значительное влияние на другие составляющие характера, смягчая системность упорядоченного радикала, «звëздность» демонстративного или осторожность тревожного. А может присутствовать незначительно, уступая место другим свойствам. И это именно тот случай, когда есть неплохой шанс развить зачатки чувства стиля. Нужно лишь «подтолкнуть» этот процесс. Как? Вот здесь как раз поможет та самая «насмотренность», о которой так модно сейчас говорить и советовать её развивать. Только вот все эти «советники» понятия не имеют, что насмотренность будет до одного места, если нервной системой эмотивность не заложена в принципе.
Как бы я рекомендовала развивать в себе чувство прекрасного, если вы интуитивно чувствуете, что вам не хватает всего лишь базовых знаний?
Прежде всего, эту самую базу надо получить: освоить законы гармоничных сочетаний цветов, фактур, пропорций и т.д. А делать это лучшего всего с помощью искусства и окружающей природы. Больше смотреть на картины, читать литературу, обращать внимание на интересные художественные приёмы, сочетание цветов в природе и т. д. Не получать готовые рецепты, а развивать глубинные аспекты, заложенные нервной системой. Такого рода насмотренность даст отличные плоды, подтолкнëт вас в нужном направлении.
Но что же делать, есть природа не наделила вас эмотивностью в принципе? Да и как это понять — есть она или нет?
Как правило, таким людям бывает сложно налаживать контакт с другими персонами, они не видят и не понимают эмоций и мимики собеседника, абсолютно равнодушны к искусству и животным, нет сострадания. Им сложно сказать, почему одно считается красивым, а другое — нет. Это лишь немногие признаки. Никто не говорит о том, что это хорошо или плохо. У каждого характера есть плюсы и минусы, важно научиться пользоваться ими во благо себе. Ведь любой человек действует так или иначе, исходя из наименьшего расхода энергии, заложенной от природы. Только тогда организм будет нормально функционировать без выгорания и нервных срывов.
Так вот, возвращаясь к насмотренности. Представим, что у человека нет признаков эмотивности, но при этом сильно развита системность, склонность к действиям по определённым схемам и алгоритмам, любовь к упорядоченности. Эмоциональность на нуле, по его мимике вы никогда не знаете, что у него в голове, хотя зачастую его действия будут весьма предсказуемы (кстати, такое сочетание радикалов являет миру достаточно жёстких и жестоких людей), а желание всё и всех контролировать — для него одно из важнейших. Такому человеку насмотренность ничего не даст, и ничего не разовьëт. Главный рецепт постижения стиля — дать/получить конкретные, последовательные рекомендации, что и как делать. Желательно подтвердить всё это авторитетными лицами. Ну и такой человек абсолютно точно должен понимать, для чего ему всё это надо и какую конкретную пользу/прибыль принесёт.
И именно такому человеку мало что дадут занятия по развитию эмоционального интеллекта. Если от природы способность к считыванию эмоций и эмпатия не заложены, он может потратить какое угодно количество денег и времени на всевозможные тренинги, но толку от них не будет.
А есть психотип, в котором лидирует демонстративная составляющая, но тоже нет ни капли эмотивности. Тогда этот человек будет достаточно эгоистичным и будет считать себя центром вселенной, вокруг которого крутятся его почитатели. Вот здесь уже повышенная «звëздность» может переходить все грани в плане вкуса и отношения к моде. В данном случае уже разговор не столько про стиль и гармонию, сколько про слепое следование трендам и своим кумирам. Такой человек если и ходит по выставкам, то только потому, что это модно и все пошли на выставку. Обязательно — запечатлеть своё присутствие у самой известной картины. Если купить наряд — то тот, что много раз мелькал в модном журнале или был замечен на известной личности… В этом случае насмотренность будет работать только в одном направлении и выхватываться будут те моменты, которые позволят повторить красивую и модную картинку, но без реального понимания соответствия цветов, масштабов и др. своей личности/типажу/фигуре. А получая конкретные знания, тоже не факт, что такой человек сможет применять их с учётом объективной оценки исходных данных. Поэтому копирование стиля тех, кто ему очень нравится, — для него обычное дело и неплохой выход в данной ситуации.
Сегодня я затронула лишь несколько типажей, которым та самая насмотренность бессмысленна. И в зависимости от того, по какую сторону баррикад вы находитесь, алгоритмы действий в плане познания гармонии и чувства стиля будут разными. И стимулы будут различаться, и инструменты, позволяющие приобщиться к миру прекрасного… В ближайшее время планирую посвятить этой теме значительный блок своей работы, уверена, вам он тоже окажется интересным и полезным.
Существует ли в психотипе идеальное сочетание радикалов, позволяющих человеку быть максимально гармоничным, преподносить себя эффектно, чувствовать себя комфортно как физически, так и психологически? Да, вполне, лично для меня эта формула очевидна. Работая с женщинами по программе формирования стиля, я стараюсь деликатно использовать максимум того, что дала природа, включая те самые особенности характера, о которых многие даже не подозревают…
Самостоятельно разобраться в тонкостях общение с тем или иным типом личности можно в рамках закрытого ТГ-канала «Узнать себя и понять других».
Текст: Людмила Ива. Фото: личный архив Людмилы Ива.